Новое здание для эрмитажной коллекции искусства и ценных предметов было построено в 1842–1851 годах по проекту архитектора Лео Клянце. Он планировал установить на портике Нового Эрмитажа фигуры, напоминающие египетских фараонов – мода на Древний Египет в то время была сильнейшей, к тому же в коллекции Эрмитажа хранится немало артефактов этой великой цивилизации.
Но египтоманию пересилило увлечение другой легендой – архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов предложили вариант, в котором портик нового здания должны были подпирать каменные атланты. По преданиям, до Великого Потопа землю населяли именно такие гиганты – потому можно увидеть на фасадах зданий XIX века фигуры мужчин-атлантов и женщин-кариатид. Именно этот проект был выбран в итоге.
Фото: Мария Моисеева
В 1844 году скульптор И. Гальбиг создал рисунок, по которому А. И. Теребенёв выполнил модель атланта. На то, чтобы изготовить 10 исполинских фигур из сердобольского гранита, ушли титанические усилия: 5 лет и 150 каменотесов. В 1848 году атланты наконец заняли свое законное место на входе в Новый Эрмитаж.
Интересно то, что эрмитажные атланты отличаются от классического прототипа, который всегда изображается как бородатый мужчина. Атланты Нового Эрмитажа молоды и красивы, а также наделены русским колоритом: венками из колосьев и медвежьими шкурами в качестве набедренных повязок.
Фото: Мария Моисеева
Конечно же, как и вокруг многих мистических и заметных объектов в Петербурге, вокруг атлантов сформировался ряд легенд и поверий. Самой большой популярностью они пользуются среди молодоженов: новобрачные верят, что их семейная жизнь сложится, если накануне свадьбы прикоснуться к большим пальцам ног монументов.