Главная
/
Лента
/
Обзоры
/
Почему за искусством нужно идти в Главный штаб
Обзоры
Обзоры
21 июня 2023

Почему за искусством нужно идти в Главный штаб

Обычная ситуация на Дворцовой площади: огромная очередь в Эрмитаж и отсутствие очереди в Главный штаб. Иногда даже хочется поработать уличным зазывалой и начать убеждать людей поменять направление взгляда и мысли на 180 градусов. Объясним по порядку, почему Главный штаб – крутейший музей Петербурга (а может, и страны).

260
Читать 5 мин
12+
Фото: Илья Маршев / Unsplash

Смена содержания

 

Для начала поговорим про само здание. Спроектированное Карлом Росси, оно поражает размахом и величием. В XIX веке это здание символизировало силу российской армии и мощь империи. В нем чувствуется наследие Древнего Рима, классических античных форм, основательность. Ни у кого не возникнет сомнения, что страна, где возможно построить такое здание, способна на многое.

 

 

Фото: страница Государственного Эрмитажа ВКонтакте

 

 

В 2013 году восточное крыло Главного штаба заняли выставочные площади Эрмитажа. Есть в этом глубинный символизм – мощь России в ее культурных сокровищах. И, проходя в атриум под стеклянным потолком, откуда начинается осмотр, вы не сможете сдержать подступающие к глазам слезы. От масштаба, от количества воздуха и света и гордости за свою страну. Самое величественное здание самого красивого города здесь отдано искусству.

 

 

Коллекция

 

В Главном штабе представлено искусство с середины XIX века – то есть с того момента, когда оно стало выходить за рамки академических норм как по форме, так и по содержанию. Если кратко, то здесь все искусство начиная с импрессионизма. И это очень важная точка отсчета: можно сказать, что история современного искусства начинается именно с этого направления. Почему?

 

Дело в смене взгляда художника на самого себя, на свою роль. До импрессионизма художник служил по сути мастером по изготовлению красивых изображений. Случаи, когда старые мастера вкладывали в свои работы свой нарратив помимо воли заказчика были нередки, но все же именно с импрессионистов мы начали воспринимать искусство как послание художника зрителю. Как некое важное сообщение о том, кто мы такие, о мире вокруг нас. До этого искусство никогда не воспринималось подобным образом.

 

Теперь, когда вы знаете эту важную логическую нить, идущую от импрессионизма через все -измы XX века к современному искусству, вы сочтете правильным, что в здании Главного штаба также экспонируется так называемый совриск. Да, иногда переход от Моне к видеопроекциям и инсталляциям кажется довольно резким скачком, но все же не поленитесь заглядывать в самые последние выставочные залы. Если что-то выставляется в Эрмитаже, наверняка для того есть причина.

 

 

Коллекционеры С.И. Щукин и И.А. Морозов

 

Совершенно невозможно не сказать отдельные слова про двух величайших коллекционеров нашей страны. Все прекрасно знают Третьяковых, их фамилия сохранилась в названии музея, и память об их заслугах перед Отечеством не была забыта даже в советские времена. Совсем другая ситуация сложилась вокруг наследия Щукина и Морозова.

 

Эти два московских купца представляют собой уникальное явление в истории коллекционирования. Современники, люди одного статуса и круга, из старообрядческих семей, они не особенно общались друг с другом, при этом разделяли одинаково сильную страсть – к искусству. И, несмотря на такую схожесть жизненного опыта, они собрали совершенно разные по духу коллекции. Которые, кстати, в перерасчете на современный курс, стоят больше 8 млрд долларов.

 

 

 

Фото: сайт проекта ГМНЗИ

 

 

Так вот, важный момент, который случился благодаря переезду эрмитажной коллекции в Главный штаб – теперь залы, где представлены лучшие образцы живописи рубежа XIX–XX веков, названы именами Щукина и Морозова. Наконец связь коллекции с владельцами ясна каждому, кто приходит в музей. Также, конечно, закреплению роли коллекционеров в общественном сознании сильно послужили выставочные проекты «Щукин. Биография коллекции» и «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых».

 

Если вы хотите узнать больше о коллекционером подвиге (не меньше!) двух русских купцов, то обязательно посетите сайт Государственного музея нового западного искусства. Так назывались коллекции Щукина и Морозова вместе после национализации. А также есть прекрасный цикл передач Леонида Парфенова «Глаз Божий».

 

 

Что смотреть

 

Вот мы и подобрались к главному. Что обеспечило эрмитажной коллекции искусства импрессионизма и постимпрессионизма такую уникальность в плане плотности имен первого ряда художников и художественной ценности работ? Как раз вкусы Щукина и Морозова. В то время, когда они покупали французских импрессионистов, в самом Париже и Франции Моне, Ренуар и Дега никому не были нужны. Поэтому в Главном штабе вы можете увидеть их самые яркие работы (начиная с 403-го зала, сразу с 4-го этажа).

 

У Моне можно увидеть «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» – радикальное импрессионистическое произведение, где мост и туман как будто состоят из одной материи, но при этом мы все же различаем мост. Есть и любимый художником мотив – «Стог сена в Живерни», а также «Дама в саду» и «Поля маков». Не пропустите открыточного Камиля Писсарро и его «Бульвар Монмартр в Париже».

 

 

 

 

В залах Ренуара обязательно подойдите к «Портрету актрисы Жанны Самари», музы художника, к «Девушке с веером» и «Женщине на лестнице», держащей японский веер.

 

Еще одна огромная ценность коллекции – большое собрание Поля Гогена и Поля Сезанна, двух из трех постимпрессионистов. Щукин настолько увлекся Гогеном, что создал в своей столовой целый иконостас из его работ. Наверное, его можно понять: в жизни коллекционера случилось сразу несколько семейных трагедий, и картины райской жизни на далеком острове Таити – то, что ему было нужно в тот период (и нам – всегда!).

 

 

 

 

А вот Морозов крайне уважал Сезанна. Причем его подход отличался методичностью, т.е. он хотел отразить в своей коллекции изменение стиля художника, программные работы каждого периода. Поэтому из Сезанна есть все главное: натюрморты с падающими со стола фруктами, гора Святой Виктории и извивающиеся ветвями деревья в сине-зеленых тонах.

 

Здорово, что в экспозиции также постарались воссоздать интерьеры в домах купцов, которые также оформлялись на заказ художниками первой величины. И здесь мы тоже увидим большую разницу во вкусах между Морозовым и Щукиным. Иван Абрамович заказывает оформление музыкальной комнаты Морису Дени, представителю группы «Наби». Это символизм и чистое эстетство, мотивы древних мифов, красота ради красоты. Сергей Иванович же оформляет лестницу своего особняка панно Матисса «Танец» и «Музыка», которые и сейчас некоторым непонятны, а в то время и вовсе были скандальными.

 

 

 

 

Кстати, это то, что важно понимать про «Танец» и «Музыку» Матисса – они являются связанными произведениями, созданными специально для Щукина и его дома. А еще это пример удивительного взаимодействия заказчика и художника, который демонстрирует разницу между старым искусством и новым, после импрессионизма. Мало того, что Матисс написал работы не в тех цветах, что просил заказчик, так еще и из-за наготы и несоблюдения пропорций человеческого тела над Щукиным даже посмеивались. «Сумасшедший нарисовал, сумасшедший купил!»

 

 

 

 

Также Щукин приобрел огромное собрание Пабло Пикассо – одного из самых дорогостоящих художников мира на данный момент. Так что Щукин обладал особенным даром предвидения, ощущения направления, в котором будет развиваться искусство. Что сильно повлияло на молодых художников, которые имели возможность знакомства с щукинской коллекцией. Благодаря чему родилось явление, которое сделало Россию известной художественному миру – авангард. Но это, как говорится, другая история.

 

 

Новый вход

 

 

Фото: страница Государственного Эрмитажа ВКонтакте

 

 

С октября 2022 года у Главного штаба помимо входа с Дворцовой площади появился еще один – под сводами арки. Это место часто проходят по пути от Невского проспекта к Дворцовой площади. Через новый вход вы сразу попадаете к билетным кассам и турникетам.

ЛентаАфишаЕдаМеста
Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить анонсы событий и выгодные акции
Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить анонсы событий и выгодные акции
О насПользовательское соглашениеОбработка персональных данныхПравила применения рекомендательных технологий
Права на текстовые и другие материалы, размещенные на сайте, охраняются законом.
© 2024